Национальные стандарты для беспилотной техники
2021.05.31


     Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утвержден комплекс национальных стандартов в сфере беспилотных авиационных систем:

ГОСТ Р 59517-2021 Беспилотные авиационные системы. Классификация и категоризация;

ГОСТ Р 59518-2021 Беспилотные авиационные системы. Порядок разработки;

ГОСТ Р 59519-2021 Беспилотные авиационные системы. Компоненты беспилотных авиационных систем. Спецификация и общие технические требования.

ГОСТ Р 59520-2021 Беспилотные авиационные системы. Функциональные свойства станции внешнего пилота.

В условиях стремительного развития широкого применения беспилотной авиации гражданского назначения в России и во всем мире, важнейшей задачей является создание актуальной законодательной и нормативной базы в части создания беспилотных воздушных судов и их интеграции в единое воздушное пространство Российской Федерации. Новые стандарты разработаны для установления порядка и объема работ при создании беспилотных авиационных систем гражданского назначения, обеспечивающих не только безопасность, но и рентабельность их применения.

По словам Председателя Наблюдательного совета, Научного руководителя ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», академика РАН Бориса Алешина «Система стандартов необходима для того, чтобы прописать беспилотные летательные аппараты в гражданскую сферу и обеспечить серийный выпуск беспилотников, а серийность – это главное и для производителя, и для заказчика».

Традиционно в гражданской авиации регулирование процедур создания и эксплуатации авиационной техники было направлено на обеспечение безопасности летного экипажа и пассажиров. В беспилотной авиационной системе часть основных функций по управлению полетом и полезной нагрузкой перекладывается на бортовую систему управления. Необходимо обеспечить автоматическое выполнение всех режимов полета беспилотного воздушного судна под непрерывным контролем внешнего экипажа. Главная цель обеспечения безопасности полетов беспилотной авиации – исключить причинение вреда людям на земле и на борту других воздушных судов при возникновении нештатных и аварийных ситуаций при использовании беспилотных воздушных судов.

Положения новых стандартов устанавливают основные функциональные свойства станции внешнего пилота, являющейся одной из ключевых особенностей беспилотной авиации и содержат спецификацию и общие технические требования к минимальному составу компонентов беспилотных авиационных систем, а также определяет категоризацию беспилотных авиационных систем на основании обеспечения минимизации рисков с учетом классификации массово-габаритных характеристик беспилотных воздушных судов и типов выполняемых полетов, предписываемых рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации (ИКАО) с учетом Правил аэронавигационного обслуживания Российской Федерации.

По словам генерального директора Союза авиапроизводителей Евгения Горбунова «Разработка стандартов осуществлялась с учетом гармонизации с общепринятыми международными стандартами, правилами и требованиями на разработку, производство, ремонт, испытания и послепродажное обслуживание авиационной техники. Их применение будет способствовать дальнейшему формированию актуальной нормативно-технической базы, обеспечивающей регулирование в сфере гражданских беспилотных авиационных систем, включая вопросы, связанные с сертификацией авиационной техники, а также организаций разработчиков, изготовителей и эксплуатантов беспилотных авиационных систем».

Стандарты разработаны ФГУП «ЦАГИ» и ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» в рамках технического комитета по стандартизации № 323 «Авиационная техника» и вступают в силу 1 июля 2021 года.

Режим работы:
понедельник - четверг
8.00 - 17.00,
обед 12.00 - 13.00;
пятница
8.00 - 15.00
Поиск по сайту